ivanov_p (ivanov_p) wrote,
ivanov_p
ivanov_p

Categories:

Система жанров Интернет

(функциональные роли сайтов в Сети)

Тема: Интернет
Аспект: система жанров Web-страниц
Сюжет: настоящее и будущее функциональной системы жанров, развитие и смена системы жанров

Каждый, кто работал с Интернет, удивлялся двум вещам: как много всего можно найти в сети, когда ты скользишь от сайта к сайту - и как мало находится всякий раз, когда интересует конкретная задача.

Число сайтов огромно - их миллиарды, и множество их нарастает лавинообразно. Сайты есть на всех языках - от африкаанс до японского. Есть сайты на любую тему - от лобстерологии до масс-спектрометрии. Какое слово в поисковике ни набери - в ответ можно получить множество ссылок на сайты.

Однако почти любой пользователь Сети знает, что на любую конкретную тему ничего стоящего нет, ничего не найдешь, одни обрывки и банальности, ссылки на столь же пустые и однообразные сайты. Любой конкретный вопрос показывает бедность Интернет. Если в мире «овеществленной» информации, в мире печатной продукции существует пара десятков монографий и тысячи журнальных страниц на некоторую тему - может быть, в сети Вы не найдете вообще ничего. Если сотни монографий и сотни тысяч журнальных публикаций - может быть, в сети есть с десяток дохленьких сайтов. Сайты повторяют друг друга, перепевают самые азы, обо всем говорят в лучшем случае с точки зрения готовящегося к завтрашнему экзамену студента. Если Вы привыкли к фундаментальным и исчерпывающим трудам, которые можно найти в мире книг, - Интернет Вас разочарует. Если Вы хотите чего-то большего, чем короткая справка в энциклопедии - найти это крайне трудно.

Почему так происходит? Помимо всеобщего закона подлости, по которому бутерброд падает маслом вниз, здесь действуют и иные закономерности. Прежде всего следует понять, что Интернет с функциональной точки зрения есть система серверов (или, приближенно говоря, сайтов), которые конкурируют за ресурс - за пользователей. В каждой сфере человеческой деятельности есть свой «эквивалент обмена», своя единица ценностей. В сфере экономики это деньги, в сфере культуры - авторитет, в государственно-правовой сфере - власть. Ценности эти до некоторой степени взаимозаменимы и взаимообратимы. Интернет как средство массовой информации и коммуникации относится к сфере культуры, и в нем правит авторитет, известность, слава. Поэтому несмотря на моду говорить об электронной коммерции главное в Интернет - не деньги, а известность, число посещений. Этот показатель может быть обращен, обменен на деньги. Число посещений - это валюта Сети.

Происходит так потому, что Сеть - это информационная структура, и показатель ее эффективности - это затребованность информации. Именно этот показатель и измеряется в числе посещений: считается, что чем больше людей посетили страницу, тем она важнее, лучше - и дороже. Это далеко не всегда так, однако пока не придумано лучшей «валюты», ценность сайтов измеряют в посещениях.

Первоначально такая система состоит из однородных единиц, похожих друг на друга. Похожих не по содержанию - на каждом сервере может храниться уникальная информация, - а функционально, по тем методам, которые они используют в борьбе за ресурс, за «юзеров». Интернет в конце 80-х годов представлял собой сеть компьютеров, на которых хранились файлы, находящиеся в общем доступе. Поиск среди них осуществлялся через Gopher-архивы. Эта сеть и сейчас жива и находится на периферии внимания пользователей сети WWW; лишь немногие сейчас помнят о ftp-поиске.

Информация на каждом сервере была уникальна, а способ работы с ней одинаков - просматриваешь оглавление папки и скачиваешь себе на диск то, в чем можно заподозрить что-то стоящее. Потом, у себя, просматриваешь - почти все стираешь и идешь «рыбачить» снова. Первое, что произошло с этой системой - общее повышение эффективности ее работы («захвата пользователей»). Стали возникать все более специализированные и развернутые системы поиска, в частности, система WAIS. Над системой Gopher-архивов надстроилась WWW - всемирная сеть. Сайты стали зрелищными, привлекательными, поиск среди них значительно облегчился за счет появления специализированных поисковых машин.

Что же должно происходить с такой системой в дальнейшем? Специализация. Любая система, стремящаяся к эффективному функционированию, начинает дифференцироваться, ее части становятся все более непохожими друг на друга, все меньше конкурируют между собой и все лучше, все эффективнее выполняют какую-то одну функцию. Так в государствах возникает профессиональная армия и бюрократия, - группы специализированных служащих государственных институтов. Так происходит в науке - на пути от «любительской» науки XVII-XVIII вв. к современному состоянию возникли такие специализированные органы, как научные институты, ученые советы, ритуалы защиты диссертации и правила написания научных работ. Так любая религия, первоначально имеющая последователей-«любителей», людей обычных профессий, которые по зову души верят в определенные истины, со временем «обрастает» определенными механизмами работы со своими приверженцами, особыми профессиями священнослужителей. Так развиваются биологические системы.

Не может избежать этого пути и Интернет. Начиная с 90-х годов в Сети все сильнее проявляется специализация. Первый, исходный слой Сети - отдельные сервера с каталогами сайтов на каждом - отступает на второй план. И дело не только в том, что с появлением стандарта WWW, изобретением браузера сайты становятся зрелищем, на них появляется музыка и картины. Сайты и ранее были уникальны. Самое важное, что происходит тогда в Сети - это специализация, выделение функциональных ролей сайтов по отношению к интересу пользователя. В своей «охоте на пользователя» сайты разделились, дифференцировались. Теперь сайты можно группировать, классифицировать по той роли, в которой они стремятся стать необходимыми пользователю.
Прежде всего обратим внимание на те три сферы, на которые традиционно подразделяется Всемирная Сеть. Это электронная почта, новостные группы (Newsgroup) и WWW. Такое деление возникло не случайно. Чтобы понять его происхождение, надо обратить внимание на то, как устроена сфера средств коммуникации и информации в мире. Все средства такого рода делятся на приватные, частные - и публичные. Телефон, почта и телеграф относятся преимущественно к частным средствам общения. Радио и телевидение относятся к публичным средствам массовой информации. Приватные средства общения являются интерактивными - Вы посылаете письмо знакомому и ожидаете ответа, Вы говорите фразу в телефонную трубку и слышите ответ. А публичные средства информации являются экстрактивными, они только распространяют информацию и не рассчитаны на ответ получателя этой информации. Интерактивность радио и телевидения сводится к «заявкам радиослушателей» и письмам на студию.

Экстрактивные средства получения информации делятся на вещательные и тиражируемые. Разница тут в том, получает ли человек индивидуальную копию информационного сообщения или пользуется одним образцом, размещенном в месте общего пользования. Скажем, листовки раздают, каждому вручают экземпляр - а плакат висит на видном месте и на один этот плакат смотрит множество людей. Радио и телевидение - вещательные публичные средства информации, они создают одну копию информационного сообщения и делают ее доступной множеству людей. А печатная продукция - книги, журналы и т.д. - тиражируемые средства информации, они создают множество копий информационного сообщения и распространяют каждую копию индивидуально.
Эта система координат средства информации приватные/публичные, интерактивные/экстрактивные, вещательные/тиражируемые - довольно полно описывает происходящее в инфосфере, той новой сфере культуры, которая растет с огромной скоростью и становится все более важной для человечества. Интернет занимает здесь особое место. Электронная почта относится к сфере приватного интерактивного общения. Зато с новостными группами (которые в данном случае можно объединить с Usenet и Intranet) дело обстоит чуть сложнее. Это публичные интерактивные сферы общения. На форуме может участвовать множество людей, обращаясь друг к другу. При этом форум может быть частично ограничен, защищен от проникновения «чужих» - но все равно остается принципиально публичным способом коммуникации.

Наиболее разнообразной и мощно развитой сферой Интернет является WWW, Web-страницы. WWW - сфера вещания, но в ней все больше проявляется интерактивность. Пользователь вовлекается в диалог, все большее количество Web-страниц подразумевает активное участие пользователя в получении информации - пользователь информацию активно ищет, добавляет новые ресурсы, голосует, отбирает наиболее интересующие его источники информации и сообщает о них в «центр вещания» - web-мастеру. В то же время все прежние «вещательные» средства информации отличались от тиражируемых средств чрезвычайно малым разнообразием. Ни каналы радио, ни программы телевидения не могут соперничать по разнообразию с миром книг и журналов. Именно поэтому основным источником информации в мире является книга, печатная продукция. Интернет изменил это положение дел - WWW является вещанием, рассчитанным на все большую интерактивность, и вполне сопоставим по своему разнообразию с миром печатной, тиражируемой продукции. Каждая Web-страница, каждый сайт является аналогом книги, некоторым относительно целостным источником информации, - и в то же время сайт один, хотя его может просматривать множество людей, так что WWW использует модель вещания, а не тиражирования. В то же время в силу растущей интерактивности в области WWW размывается граница приватности/публичности, сложившаяся в привычной среде общения.
Мощный рост WWW, который наблюдается в последние годы, и есть результат такого положения этой сферы в «системе координат» средств информационного общения людей. У WWW, виртуальной книги, виртуального журнала - большое будущее, эта сфера будет занимать все большее место в инфосфере человечества.

Функциональная роль сайта складывается из специализации информации на данном сайте (обеспечивается создателями сайта) и специализации ожиданий пользователей. Только взаимодействие этих двух величин приводит к эффективному функционированию специализированной системы доступа к информации. Так же обстоит дело в стихотворении: его ритмическая структура создается поэтом, который стихотворение пишет, созданными им рифмами и ритмами - и ожиданиями того. кто стихотворение читает и ожидает определенного ритмического рисунка стиха. Если ожидания читателя не исполняются - стиха нет. Иногда это значит, что читатель «некультурный», то есть ему надо кое-что узнать, чтобы разработать свои ожидания и понять, чего в стихе бывает, а чего нет. Иногда же происходит это от того, что поэт плохой. Но в любом случае при нарушении условия взаимодействия творчества поэта и ожиданий читателя стихотворение гибнет.

Поэтому специализация Интернет происходит одновременно в двух областях - специализируются, развиваются, становятся более эффективными сами сайты - и становится более «культурным», грамотным пользователь, который понимает, что на данном сайте должно быть, а чего на нем искать бесполезно. Ведь на личной страничке Памелы Андерсон не стоит искать материалы по особенностям животноводства в Самарской области, верно? Но надо обладать определенной структурой ожиданий, чтобы знать, чего на этой страничке нет и что там, напротив, стоит поискать, хоть это с первого взгляда и не заметно.

Сообщество культурных жанров и типов культуры напоминает развитие живых организмов в сообществах. Сначала на голую скалу высаживаются лишайники, смесь гриба и водоросли. После сотен лет их произрастания образуется небольшая прослойка органических остатков, их отмершие тела создают зачаток почвы, на которой могут вырасти первые травы. Травы, отмирая, создают более богатую почву, на которой могут произрастать деревья. Так развивается сообщество живых организмов.

Так же идет и развитие культуры, в ней происходит взаимодействие читателя и писателя. Писатель воплощает новые идеи, до некоторой степени ориентируясь на культурные привычки и традиции читательской аудитории. Читатель ищет нечто себе по нраву, до некоторой степени воспринимая то, что ему пытается сказать писатель. Возникает культурная «почва», среда, в которой могут существовать все более сложные культурные организмы.

Культура не возникает на пустом месте. Вспомним развитие современной книжной продукции. Сколько лет потребовалось для создания, например, современного спектра газет – ежедневных, еженедельных, ежемесячных, местных, региональных и всемирных, политических, развлекательных и коммерческих…. Идеи создания таких газет появлялись сотни раз, десятки раз воплощались, газеты умирали и забывались, чтобы со временем не возник определенный культурный организм, когда каждый квалифицированный в данной культуре человек знал, что такое газета, что он в ней может найти, а чего там не будет, зачем она нужна и для каких целей ее заведомо использовать не удастся.

Интернету предстоит такая же история. Должен сложиться «культурный читатель» Интернет – с «первого класса», где учат нажимать на клавиатуру, чтобы ввести логин и пароль, пользоваться браузером, и до старших классов, где учат искать и находить требуемую информацию. Культурный читатель должен знать «жанры» Интернет и иметь соответствующие ожидания к каждому из этих жанров. Если Интернет - целое, то эти «жанры» - его дифференцированные части. Культурный читатель Интернета должен иметь набор обоснованных ожиданий, обращенный к определенным страницам. Чтобы сложилась данная культурная традиция – и пользователей Интернета, и создателей сайтов – должно пройти довольно много «культурного времени».

За 400 лет развития книжной продукции появились четкие «роли», жанры - произошла дифференцировка. Появились романы и рассказы, боевики и фэнтези, детективы и информационные сообщения. Тот, кто не способен отличить сообщение информационной ленты от детектива, детского журнала от фэнтези - будет все время разочаровываться в книжном мире. Любая развивающаяся система (в т.ч. информационная) усложняется и дифференцируется, чтобы наиболее эффективно функционировать в меняющихся условиях внешней и внутренней среды. В данном случае внешней средой является инфосреда - часть техносферы человечества.

Развитие Интернет происходит по тому же сценарию - только очень быстро. То, на что государственным институтам потребовалось тысячи лет, книжным изданиям - сотни, в Сети происходит за считанные годы. Но у этой скорости есть определенный предел. Можно очень быстро нарастить «железо», изменить технический облик системы, сменить программное обеспечение - но скорость восприятия новизны человеком имеет ограничения. Сложение «культурного пользователя» Интернет не может произойти за немногие месяцы.

Поэтому смена жанров в Интернет идет быстро, а ожидания «читателей» развиваются относительно медленно. Юзеры не успевают привыкнуть к быстро меняющимся нормам Сети. В самом деле, за каких-то 10 лет первоначальная примитивная система серверов и Gopher-архивов сменилась сообществом Web-страниц, в котором можно выделить множество разных жанров, разных функциональных ролей.

Какие же роли играют разнообразные элементы WWW, как они выполняют свои функциональные задачи в деле уловления пользователей?

Первым делом можно выделить те жанры, которые «заимствованы» из оффлайнового информационного пространства. Первые автомобили имели части, подобные каретам, хотя лошадей в них уже не впрягали. Первые печатные книги подражали шрифтом рукописным изданиям. Интернет не избег этой инерции культуры - в нем сейчас есть жанры, осмысленные для печатных тиражных изданий, но не для Сети.

Таким «старым жанром» в Сети являются электронные газеты и журналы. Сейчас почти все известные печатные периодические издания имеют свои онлайновые аналоги. На сайте журнала можно узнать состав редакции, требования к статьям, посмотреть архив номеров и увидеть свежий номер. Есть и журналы, не имеющие оффлайновых аналогов, чисто-виртуальные, электронные издания.

По всей вероятности, сам жанр электронного издания останется, но рухнет вся структура внутренних жанров в этой сфере. В самом деле, в мире «физических копий», печатных изданий, действительно есть существенная разница между «толстым» и «тонким» журналом, между еженедельником, ежемесячником и журналом, выходящим 2-3 раза в год. У них разные задачи, в них публикуются материалы разного объема и значимости, «свежесть» информации в них различна. Но какое отношение эти различия имеют к виртуальному изданию? Электронные журналы и газеты различаются только потому, что у них есть печатные аналоги. Для отдельных, только-виртуальных изданий не имеет значения это подробное деление. Журнал может обновлять новостную информацию хоть два раза в день, может иметь независимую ленту новостей - и при этом печатать крупные, серьезные и информативные материалы. Более того, у электронного издания есть возможности, которых нет у печатных изданий. Следует полагать, что электронные издания будут все сильнее отличаться от своих печатных прототипов и потеряют подразделение на «газеты» и «журналы», при этом, возможно, выработаются свои, электронные жанры. Уже сейчас есть «ежедневные журналы» (http://www.internet.ru), что представляется нонсенсом для бумажного издания.

Другим «старым жанром» является книга, публикация. В Сети публикуются целые книги по различным областям знания. Постепенно и в сферу виртуальных публикаций проникают понятия авторского права, защищающие текст от плагиата. Во многих науках появляются установления, позволяющие электронным жанрам встать на один уровень с «жесткими копиями». Так, в биологической систематике теперь разрешено публиковать описания новых видов живых существ на CD. Отсюда один шаг до разрешения публикации материала (и защиты его авторским правом) на web-страницах. Жанр электронной публикации обогащается проектами перевода в электронную форму знаменитых классических произведений мировой литературы, таких, как «проект Гутенберг» (http://sailor.gutenberg.org, http://www.gutenberg.net). Постепенно в Сети сложится система жанров, аналогичная печатной литературе - уже есть публикации классики и научные публикации, художественные журналы и библиотеки текстов.

Наиболее близкий аналог гипертекста, которым является совокупность web-страниц и каждая отдельная страница - энциклопедия. Сайт отличается от книги меньшей степенью целостности информации и богатством типов связей между отдельными элементами содержания. В результате электронная форма представления информации оказалась наиболее подходящей для создания всевозможных энциклопедий, словарей и глоссариев. Этот жанр переживает невиданный расцвет в Сети и видоизменяется в соответствии с тем, что для сайтов не действительны многие ограничения, препятствующие развитию бумажных энциклопедий (http://plato.stanford.edu, http://www.pantheon.org/mythica, http://mega.km.ru/). Энциклопедии бумажные ограничены объемом - толстенные тома неудобно читать, ценой - они обычно дороги, а значит - количеством и объемом статей, качеством иллюстраций. Для сайта все это не имеет значения. Сайт не тиражируют, а значит, его можно сделать сколь угодно большим и красивым, на нем можно представить большие тексты, избавиться от докучных сокращений, мешающих читать энциклопедию бумажную, поместить картинки и музыку. Электронные энциклопедии и словари, видимо, будут вытеснять свои бумажные аналоги.

Особенно широко в Интернет представлены образовательные сайты. Интернет начинался в значительной степени как научная и образовательная сеть, и возможности у него здесь очень большие. На этом участке Интернет уже сейчас имеется множество более мелких жанров, и появляются все новые. Знаменитыми стали рефераты (http://bref.hotmail.ru, http://referat.kulichki.net) - образцы работ для студентов. Соответственно, есть коллекции рефератов и библиотеки рефератов с тысячами наименований по сотням различных предметов. Есть онлайновые учебники и курсы, электронные службы подготовки к поступлению в ВУЗ. Поскольку студенты норовят сдать вместо контрольной работы вытащенный из Сети реферат, появились уже электронные системы проверки, которые проверяют текст студента на соответствие с коллекциями рефератов и подсказывают преподавателю, что откуда списано (www.plagiarism.com, www.plagiarism.org).

Родственный тип изданий - это справочные материалы, библиографии, списки адресов электронной почты. По сути, это те же гипертексты, с которыми так умело обращается Интернет. Электронные издания и здесь имеют массу преимуществ. Их можно обновлять произвольное количество раз вслед за старением информации - и это не связано с дорогостоящим переизданием. Они могут быть сколь угодно объемисты - их не надо держать в руках. Они могут быть иллюстрированы, на них могут стоять ссылки прямо на первоисточники каждой справки. Как и энциклопедии, справочные издания в Сети только начинают свое развитие, у этого рода сайтов очень большое будущее.

Помимо этих жанров, в Сети процветают «малые жанры», имеющие аналогов в «бумажной печати», но чувствующие себя значительно лучше. Это новостные ленты (http://www.itar-tass.com, http://www.lenta.ru), прогнозы погоды, календари, гороскопы. Их множество и подразделяются они тематическим образом - новостные ленты финансовые и политические, календари религиозные и светские, с днями рождений великих людей и юбилеями знаменательных дат, астрологические прогнозы на любой вкус, любой знак и любой период времени. Все эти «малые жанры» тесно примыкают к типу справочных материалов. Большинство перечисленных жанров являются служебными. Это значит, что пользователь находит на них не саму информацию, а «информацию о...» - он узнает о том, где он может узнать нечто более подробное по данному вопросу.

Жанр электронных публикаций снимает многие ограничения, присущие публикациям «физическим». В частности, сайт стоит много дешевле, нежели издание книги, и распространение его не столь хлопотно. По этой причине многие люди могут выставлять в Сети продукты своего творчества. Так поступает значительно большее число людей, чем то, которое публикует результаты своих раздумий на свой страх и риск, за свой счет - в виде книг. Эта традиция поддерживается новым жанром, сложившимся в Сети и не имеющим серьезных аналогов в «бумажной» литературе - жанром Персональной (домашней) страницы.

На такой личной страничке автор ее помещает что угодно, и называется она обычно по имени ее владельца-автора. Сейчас нет почти никакого стандарта - кто размещает на своей страничке фотографии жены и кошки, кто - свою собственную, кто помещает только свой электронный адрес для связи, а кто размещает большие объемы специальных исследований на разные темы. Иногда на личной страничке расположены авторские тексты совсем других людей - жены или друга, или просто знакомого, и они могут быть значительно интереснее, чем материал собственно автора страницы. Сейчас такие страницы очень популярны у тех, кто их делает, и не слишком - у тех, кто их должен смотреть, что вполне понятно - люди любят говорить о себе и не любят слушать других. Однако этот новый жанр скорее всего останется - только скорее всего приобретет некоторые более определенные формы. Например, визитная карточка тоже маленькая «персональная страница». однако уже сложилась традиция, что на визитке должно быть и чего на ней уж точно не ждут. Домашняя страница в будущем подразовьется и станет строже по форме, но места своего не утратит.

В Сети есть и другие новые жанры, появившиеся только в связи со спецификой WWW как дешевого интерактивного вещательного средства передачи информации. Прежде всего это сайт организации – сайт института, церкви и фабрики сделан в значительной степени одинаково. По сути это та же персональная страница, только не отдельного человека, а организации. На ней обычно размещается полное название организации, ее статус, структура и состав (иногда тут же можно найти персональные страницы сотрудников), история, основные результаты работы, планы и проекты. Разнообразие страниц такого рода очень велико - организации отличаются меж собой даже больше, чем люди. На некоторых таких страницах расположено очень много ценной информации по профилю данной организации, на других - лишь куцые сведения о телефоне.

В связи с распространением таких домашних страниц - персональных и страниц организаций, появилось особое разделение на «поджанры»: официальный сайт и неофициальный. Обычный человек и не слишком известная организация имеет только одну домашнюю страницу, которую к тому же делает сам этот человек или сотрудник данной организации. Но если человек - «звезда». у которого множество фэнов-поклонников, если организация - религиозное направление, активно вербующее себе сторонников, то самые разные люди начинают делать «домашние странички» таких знаменитостей. И потому приходится различать, какой сайт сам «герой» или сама организация считают своим основным сайтом, отражающим их официальную точку зрения на самих себя, а какие страницы - неофициальные, так что за то, что на них написано, «герой» не отвечает.

С развитием Сети такая дифференциация развивается все сильнее. Сайты есть у правительств и министерств, государственных и частных общественных служб, у ЦРУ и ФБР, у таможни и у казначейства. На этих сайтах публикуются многие официальные документы и нормативы, официальная информация государственного характера. Так что следует ожидать еще более дифференцированного подхода - эти сайты будут подразделяться «по старшинству», приобретать характерные знаки отличий и символику, будет все жестче определяться их стандарт - официальные сайты получат жесткий регламент относительно своей формы и возможного содержания, и персональные странички людей будут одни стремиться уподобиться этим официозным «сайторасположениям», а другие будут подчеркивать свою независимость и отклоняться от принятого стандарта.

Помимо официальных и неофициальных личных и организационных сайтов, есть в Сети и места живого общения - онлайновые клубы, чаты и форумы (Newgroups: от http://www.newslettersforfree.com до http://bioline.bdt.org.br/nl?keypolychaete). Они есть буквально на любую тему, часто подразделены по региональному признаку, иногда запаролены, чтобы «ключ» был только «у своих», - но есть и множество общедоступных мест общения, где люди могут поговорить «по интересам». Жанр этот родился на скрещении старых и почти исчезнувших клубов (или кружков - кто как хочет может именовать этот феномен) с новыми технологиями. Форумы дают возможность людям поговорить, не опасаясь за свою анонимность, высказаться откровенно, пошутить и посмеяться, почувствовать себя членом элитарного сообщества - и без особых усилий. Поэтому чатиться любят многие. Но рост Сети сказывается и здесь - слишком велик наплыв «новичков». и потому общение действительно содержательное и элитарное пока не складывается, и беседуют анонимные острословы о погоде в полное свое удовольствие. Со временем этот жанр станет более разветвленным и формализованным, добиться членства в том или ином форуме будет труднее и цениться оно будет выше. И сами форумы будут отличаться друг от друга все сильнее - тематически, организационно, формально и еще множеством способов. Человечество втягивается в Интернет и приносит в него свое разнообразие и свою замкнутость - как и свой общий голод на живое общение.

Основную массу Сети составляют тематические сайты. Они содержат информацию по определенной теме - тексты, фотографии, музыку. В основном именно их и ищет пользователь, продираясь сквозь дебри бесконечных ссылок на служебные сайты, сайты промежуточные, поисковые, указующие, пробегая по заголовкам домашних страничек лиц и организаций в поисках того, что ему на самом деле нужно - информации по конкретной теме. Этих сайтов великое множество, но все еще слишком мало, чтобы составить серьезную конкуренцию печатной продукции. Человечество пока еще прочно привязано к бумажному слову, хотя уже понятно, что будущее - за словом электронным.

Среди этих тематических сайтов также можно выделить жанры более мелкого масштаба - например, фотогалереи или звуковые сайты. Со временм таких жанров содержательных сайтов будет все больше, по мере того как среда Интернет будет принимать в себя все многообразие информации, накопленной человечеством. Сейчас в Интернете еще не сложилось четкое разделение на научную и популярную, образовательную и паранаучную литературу, которое четко удерживается в печатных изданиях. Со временем это различение, как и многие другие, оформится и в Сети, сайты с первой странице будут заявлять о себе как о принадлежности того или иного культурного направления и жанра.
Subscribe

  • Леви-Брюль и пример социальной деградации

    Книга выделяет два лагеря в антропологии культуры - Леви-Стросс и Леви-Брюль, основной предмет книги - мышление древних людей. Леви-Брюль, если…

  • Новые кирпичи

    Книга по современной теории эволюции, с особенным вниманием к новым идеям. Автор мыслит это дело так: не надо никакой общей теории, которая бы…

  • Социальность у людей и собак очень похожа

    книга о поведении собак, о собачьем "языке" и правилах поведения. Ну и о том, что надо грамотно выстраивать отношения с собакой. и еще - что это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments