ivanov_p (ivanov_p) wrote,
ivanov_p
ivanov_p

Category:

Своё письмо

Влияние письменности на когнитивные функции
Майкл Коул
"В 1970-х годах Сильвия Скрибнер и я осуществили проект по исследованию грамотности и школьного обучения у ваев - племени, населяющего северо-западное побережье Либерии вдоль границы со Сьерра-Леоне. Я впервые обратил внимание на ваев, когда работал с племенем кпелле. Мы опубликовали результаты одного пилотного исследования грамотности и памяти в «Культурном контексте учения и мышления». С. Скрибнер писала о теориях грамотности свою выпускную работу и была восхищена идеями Л.С.Выготского. Она справедливо рассматривала исследование грамотности у ваев как дающее возможность сопоставить разные теории.

...В этом предварительном исследовании мы обнаружили у ваев три вида грамотности: около 20% читали и писали по-вайски, 16% обладали арабской грамотностью (в основном, но не только, для того, чтобы читать Коран) и около 6% читали и писали по-английски (этот язык они изучали в школе). Среди женщин лишь очень немногие были грамотны по-вайски или по-арабски, так что наши экспериментальные данные в первую очередь касаются мужчин.

...Навыки вайской грамотности играют какую-то полезную роль в традиционных занятиях в первую очередь как средство ведения записей и писания писем, которые перевозят по Либерии вездесущие таксисты. Хотя мы и нашли несколько экземпляров вайских «книг», содержащих рассказы и афоризмы, все они были рукописными; традиции производства текстов для массового распространения не существует и никакие традиционные занятия не требуют от человека грамотности.

Результаты проведенного психологического тестирования давали прямой ответ о когнитивном влиянии вайской грамотности: ни вайская, ни арабская грамотность не могли заменить школьное обучение по отношению к выполнению психологических тестов; в общем, те, кто посещали школу, справлялись с тестами лучше, особенно в части объяснения оснований своих действий.

Во втором цикле экспериментального исследования мы сузили предмет. Вместо того, чтобы охотиться за когнитивными изменениями в целом, мы попытались проверить широко распространенное представление о том, что практика чтения и письма изменяет представление человека о свойствах языка. В этом <метаязыковом обследовании> наши задачи были связаны со способностью определять слова, рассуждать логически, различать объект и его имя, выносить суждения о грамотности различных высказываний и объяснять, что было неверно в случае неграмотного высказывания.

Задачи на грамотность высказывания были единственными, которые устойчиво отражали позитивное влияние вайской грамотности. Этот результат разочаровывает в том отношении, что грамотность способствует развитию когнитивных способностей в целом, но все же обнадеживает, поскольку указывает на тесную связь между когнитивной задачей и повседневной деятельностью как на направление влияния вайской грамотности.

В третьем цикле нашего исследования мы проверили это соображение, создав простую карточную игру, которая была похожа на игры, распространенные в этом регионе, но все же достаточно отличалась от них, чтобы требовать довольно развернутых инструкций. Мы просили грамотных и неграмотных ваев изучить эту игру, а затем описать ее либо в непосредственном общении с другим человеком, либо надиктовав письмо к кому-нибудь в другой деревне, достаточно подробное, чтобы этот человек смог играть в нее на основе одних только полученных инструкций.

Как мы и ожидали, грамотные ваи справились с этой задачей лучше, чем неграмотные, а среди грамотных качество исполнения оказалось существенно зависящим от объема их опыта в чтении и письме.

...В серии экспериментов по чтению и письму, основанных на других этнографических наблюдениях, С.Скрибнер разработала множество заданий типа ребусов, в которых изображение знакомых объектов надо было собрать таким образом, чтобы составилось осмысленное предложение.

...Возможно, это удивительно, принимая во внимание новизну материала и задачи, но после короткой тренировки даже неграмотные ваи оказывались способны прочесть и понять примерно 50% подобных предложений, но грамотные оказывались заметно более умелыми, правильно выполняя около восьмидесяти процентов заданий. Особенно хорошо грамотные ваи справлялись с интерпретацией предложений (подобных тому, что приведено на рисунке), которые требовали ряда звуковых преобразований; для неграмотных эти предложения были очень трудны. Похожие результаты были получены, когда испытуемым давали набор картинок и просили их «написать» предложение.

...Отметим, что «последовательное воспроизведение» - это единственный случай, когда ни школьное обучение, ни вайская грамотность не улучшали результаты, а изучение Корана улучшало. Мы проверяли последовательное воспроизведение с помощью процедуры, которую предложили Дж. Мандлер и П.Дин. В соответствии с этой процедурой списки слов выстраиваются таким образом, что, начиная с единственного слова, при каждом последующем шаге добавляется еще одно (Mandler and Dean, 1969). Мы использовали именно эту процедуру, поскольку сочли ее моделью практики научения, которую мы наблюдали на занятиях по изучению Корана, где люди учились запоминать отрывки именно таким пошаговым образом. Напротив, когда порядок элементов изменялся от одной попытки к другой (свободное припоминание), только школьное обучение улучшало результат. В середине таблицы показаны результаты заданий по ребусам и повторению предложений. Отметим, что вайская грамотность являлась единственным фактором, улучшавшим результаты, по «объединению слогов», а объединение слов улучшалось при любом виде грамотности.

...Формальное школьное обучение построено в виде набора видов практики, как и освоение вайской грамотности или вайских форм арабской грамотности. Имеется не больше оснований относить те случаи, когда обученные в школе испытуемые показывали более высокие результаты по нашим заданиям, на счет их способности читать и писать как таковой, чем в тех случаях, когда лучше справлялись с нашими заданиями обладающие хорошей вайской грамотностью или осведомленностью в Коране.

Например, факт, что школьное обучение содействует развитию навыков вербального объяснения процессов решения проблем, вполне естественно объяснить тем, что такие навыки требуются для взаимодействия учителя и ученика на уроке (Griffin and Mehan, 1981; Mehan, 1979). Учителя часто требуют, чтобы ученики отвечали на вопросы типа: «Почему ты так ответил?» или говорят «Пойди к доске и объясни, что ты сделал».
Subscribe

  • Анатомия человеческих сообществ - книга о сознании

    В книге нет ни интересных фактов, ни доказательных рассуждений - нет ничего. Весь объем - произвольные допущения и невнятные рассуждения в пользу…

  • Генеалогия человечества

    Книга о палеогенетике, восстановление истории генетическими методами. Важные моменты: революция примерно с 2010 года, непрерывные открытия,…

  • Неидущая модернизация

    Автор рассказывает об ответах на вопрос - отчего же в России не идет модернизация. Один из ответов - в XV в. подгадили, и так по сю пору встать не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments