ivanov_p (ivanov_p) wrote,
ivanov_p
ivanov_p

Categories:

Рождение науки нового времени из духа культуры 1997

Косарева Л.М.
Книга очень интересная, потому что внутренне-необычная. Внешне это написано в стиле традиционной советской академической жвачки. Многим нравится, и в самом деле - терпимо, особенно по сравнению с более поздней бессмысленной наглостью, но все равно стиль паршивый, но - не авторский, это было такое академическое правило - говорить поганым языком. А по содержанию, по мысли - очень нетривиальная книга. И опять же, уловить эту нетривиальность трудно. Например, в науковедческом смысле автор - просто сторонник Куна с его парадигмами, только у Куна не доведена мысль до конца - у него парадигмы внутринаучные. Это все динамика науки, хоть ее и ругают другие школы за внедрение в чистый храм истории науки поганой социологии. А Косарева идет дальше, у нее только в периоды стазиса парадигмы внутринаучные, а в периоды научных революций идейная замкнутость науки раскрывается, и в нее поступают идеи из других областей культуры.

Книга еще потому трудночитаема, что в ней нет схем. В советской академической стилистике это означало совсем уж пустое словоблудие - когда автор даже не довел свои рассуждения до схематизма и трудно составлять конспект. Но в данном случае - дело совсем иное. Это видно по проработанности примеров. Вместо унылой жвачки примеры у автора - острые, проработанные, потребовавшие массы труда. Как, знаете, домашняя кошка, что дремет лениво и изнеженно, но вот в клетке завозился хомяк - и сразу кошачий взгляд становится острым и разумным, понимающим. Так и тут, под стилистикой академической невнятицы произрастает собственная мысль, и по отточенным примерам, обработать которые стоило много времени - видно, что это не просто так, что автор избегает схем. Тут сознательно приняты иные способы донесения смысла до читателей.

Главы представляют собой переработанные статьи. Общий сюжет можно изложить - с искажениями, всегда свойственными общему изложению - примерно так: показано, как разные эзотерические традиции повлияли на образование науки Нового времени. Эзотерические в данном случае - те, что совсем не каждому доступны. Стоическая или скептическая философия, например - при серьезном отношении - доступны совсем не всем, и это - с точки зрения автора - эзотерические традиции. И таких много - тут и алхимия, и герметизм. Здесь отработана до конца мысль Элиаса. У того была идея - Новое время сделано изменением жизненных практик в сторону осознания и самообладания. Манеры поведения за столом, личная гигиена - потребовавшие внимания к себе и своему телу, контроль своего поведения - привели к росту осознания человеком себя и возникновению новой рациональности. Автор эту идею углубляет. Тут всевозможные эзотерические практики самостоятельного делания - от истинного эзотеризма суфиев и герметиков, алхимиков - к эзотеризму разных философских школ - постепенно пропитывали все большее количество людей, учили их самодисциплине. Люди в таких эзотерических практиках учились делать себя, осознавать свои поступки и мысли - и вот эта практика самоосознания была применена к тому, что становилось наукой. Даны хорошие примеры алхимической работы как внутренней работы алхимика над собой.

По ходу дела автор дает множество удивительных примеров. Скажем, вот Даниэль Дефо, человек, недооцененный по своему влиянию, и вовсе не по причине работы на секретные службы - самая простая его книга, Робинзон Крузо, - это учебник материализма. Детские книги обычно учат - одни одному, а другие и другому. Сказки братьев Гримм или Тысяча и одна ночь - это совсем разные вещи. Ну вот, а Робинзон учит опоре на собственные силы, одиночеству, созданию себя, самоосознанию и опоре на материальные, практические вещи. Пафос истории в том и состоит, как из подручных средств умелый и обучающийся человек мастерит все больше предметов цивилизации. Так вот, эта история по сюжету заимствована Дефо из старой книги Ибн Туфейля, которую несколько раз издавали в Англии. Причем ценилась эта книга арабского мистика именно за то самое - там описывались приключения некого одинокого принца и смысл был в том, что оставшийся одиноким человек может с помощью определенной системы взглядов, философии, самостоятельно возвыситься до мудрости, сделать себя и свой мир. И открывается странная дорога - от арабской мудрости суфиев Средних веков к детским книжкам нового времени.

И каждая глава посвящена какому-нибудь такому нетривиальному ходу. Вот, скажем, разбор эзотерических традиций, замешанных в различение естественного и искусственного, как на протяжении Средних веков определенная эзотерика готовила Новое время, которое границы между этими вещами проводило совсем иначе, чем античность. Это же надо специально сделать, чтобы люди стали детально подражать античности (Возрождение), но при этом не взяли ту разметку ценностей теоретического и практического, что была у античной культуры. Это было сделано за Средние века, и автор показывает, каким образом. Другая глава - об этике естествознания. Опять тот же сюжет: существуют этические системы, котогрые считают нравственным следование истине, и непорядочнгым - отклонение от ее. Таковы не все этические системы - у иных это вопрос тридцать шестой, не в том дело, но есть и такие этики, где соответствие практическому устройству мира - ценно. Есть такое, по уверению автора, в даосизме, а также в стоицизме, скептицизме и других европейских концепциях. Или возникновение концепции вероятности. Или атомизм. Или коперниканство. Галилей. В общем, излюбленные черты европейской науки возводятся к очень нетривиальным корням в культуре.

К недостаткам я бы отнес проеденность мышления автора марксизмом. Научные идеи, картины мира и прочие идеальные объекты у нее оказываются изменяемыми, зависимыми, подлежащими анализу, но вдруг на сцену вылезают экономические категории вроде рынка или натурального хозяйства - и всё: анализ заканчивается, мысль останавливается и цепенеет, автор может лишь указывать, что эти экономические уклады повлияли на то и это. Что сами они зависимы от идеальной составляющей и есть разные экономические идеи, - всего этого автор помыслить не смеет.
Subscribe

  • Отсутствующее содержание: теория колонизации

    Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. 2013. Книга очень легко читается, в ней масса интересных наблюдений и тонких замечаний.…

  • Дневник донынешней эры

    Дневник путешествующего философа. Цивилизованный и благоразумный человек пускается в кругосветное путешествие. И может ли он отыскать более достойное…

  • (no subject)

    Видимо, можно использовать как очень краткий популярный обзор, показывающий состояние наук о мозге, с упоминанием крупных изменений за последние 30…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments