ivanov_p (ivanov_p) wrote,
ivanov_p
ivanov_p

Categories:

Про непонимающих

Самая обычная ситуация - как люди видят лица? Например, можно просить людей искать фотографии и иные изображения двойников для некого образца, людей, похожих на образец. Получив набор карточек "очень похожих" и "точных копий", можно видеть, как человек видит лицо образца, какие черты в нем ему кажутся важными, характерными. В самом общем виде результат можно выразить так, что у каждого воспринимающего остается схема важных для него признаков, которая и идентифицирует конкретное лицо. Это в некоторых случаях могут быть очень "хитрые" признаки - скажем, видимое в три четверти, особенный абрис, но именно эта особенная черта и заставляет считать данное лицо красивым, уникальным, именно по этой черте будут отыскиваться существенные сходства. То есть часто оказывается, что человек в качестве "очень похожих" или даже "вылитых" подает карточки ну совсем иных лиц, но для него они очень близки к образцу - потому что обладают теми неочевидными (существенными) свойствами, которые и важны ему в лице образца.

Можно попытаться услышать, понять, как другой человек слышит музыку. Ему можно предложить найти похожую мелодию, и он выдаст набор того, что ему кажется сходным. Опять же, некоторые "похожие" образцы могут вызвать оторопь своей непохожестью, но они раскрывают то, что услышал в мелодии-образце данный человек.

То же с текстами. Привычно думать, что их просто читают, понимают буквально то, что написано - и тем горше разочарования и многочисленные непонимания. У меня большой опыт написания непонятных текстов и чтения их, многолетний опыт работы рецензентом, которому сплавляли все неудобчитаемые и непонятно куда относящиеся статьи.. Так что удается выговорить основу ситуации непонимания.

В общем случае непонимание состоит в различии способов обобщения. Один и тот же образец может быть помещен к разным классам в разных типах классификации, при разных наборах сравнения, разных критериях отнесения к группам и т.п. Характеристика общего рода входит в определение вида, и потому описание образца меняется в зависимости от того класса, в который он помещен. Разные субъекты различно обобщают конкретные образцы, относят их мысленно к разным группам явлений и потому судят о них совершенно разным образом. Для них у одного и того же объекта оказываются совсем разными характеристики (диагноз вида зависит от состава рода).

Потому ясно, как бороться с непониманием и почему споры о конкретных вещах так часто и легко переходят к выяснению общих мировоззренческих позиций. Это правильно.

Ведь только теория указывает, что является наблюдаемым фактом. Люди в буквальном смысле смотрят на разные вещи, говоря об одной и той же конкретной вещи - о лице, мелодии и тексте. Так что в описание факта входит точка зрения, с которой его следует рассматривать, и дается она указанием на ряд обобщающих категорий, куда данный наблюдатель вносит это явление. Попытка бесхитростно обратиться к самому факту - надежда на везение, случайное сходство.

Еще один вид этого же положения - представление об интересе. Ответ осмыслен только с вопросом, если нет вопроса - ответ не имеет смысла. Поскольку очень обычна ситуация, когда у людей нет никаких интересов в данной области и нет вопросов, а есть лишь схема того, что здесь обычно говорят, без желания разбираться - конечно, никакого понимания не возникает, даже при наличии самых первосортных ответов.

Ответ на незаданный вопрос - это насилие. Злостное незадавание вопроса - это, как известно, основная проблема Нового времени. Парсифаль вперед указал нашу судьбу - грешить неимением вопросов и потому не слышать готовых ответов.
Subscribe

  • Отсутствующее содержание: теория колонизации

    Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. 2013. Книга очень легко читается, в ней масса интересных наблюдений и тонких замечаний.…

  • Дневник донынешней эры

    Дневник путешествующего философа. Цивилизованный и благоразумный человек пускается в кругосветное путешествие. И может ли он отыскать более достойное…

  • (no subject)

    Видимо, можно использовать как очень краткий популярный обзор, показывающий состояние наук о мозге, с упоминанием крупных изменений за последние 30…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 19 comments

  • Отсутствующее содержание: теория колонизации

    Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. 2013. Книга очень легко читается, в ней масса интересных наблюдений и тонких замечаний.…

  • Дневник донынешней эры

    Дневник путешествующего философа. Цивилизованный и благоразумный человек пускается в кругосветное путешествие. И может ли он отыскать более достойное…

  • (no subject)

    Видимо, можно использовать как очень краткий популярный обзор, показывающий состояние наук о мозге, с упоминанием крупных изменений за последние 30…