ivanov_p (ivanov_p) wrote,
ivanov_p
ivanov_p

Category:

Революция несущественного

Видите ли, столько говорят об особенности времени - падении, ничтожности... В ответ говорят - а и что, а и ничего, зато наоборот, прогресс и всё лучшее с нами, а того, чего не стало - не жалко.
Это правильно, и то, и другое. Просто мера существенности - великие люди. Время, когда их нет - несущественно. То, что миллионы и миллиардды живут, будто великих нет и не было - означает просто то, что миллиарды не знают, благодаря кому существуют.

В несущественности иногда кажется, что зрение отказало. Смотришь одну за другой книги, которые вроде бы должны быть значительными - а это просто мелкая лабуда. Таких книг сквозь тебя проходят сотни - и я думаю: наверное, я мизантроп, я просто разучился отличать существенное, брюзжу и критикую всё подряд.

В таких случаях спасают выдающиеся книги и написавшие их люди, возвращая веру в зрение. Уф. Показалось. Вот же - настоящее. Да, всё то - в самом деле лабуда и ничтожество, мнящее себя существенным. Зрение не отказало, всё ещё есть.

Это книга литературоведа - Западный канон. Человек захотел рассказать об устойчивых и важных чертах западной культуры.

Совершенно не важно, прав ли он в своих мыслях и согласны ли с ним читатели. Наверное, он во многом ошибся. Меня не вддохновила идея об авторстве Библии - Вирсавия дама интересная, но что-то меня смущает, Яхвист не таков.

Мне, напротив, очень нравится идея о Шекспире как центральном авторе Западного канона, без которого всё - зря. В самом деле, отыскать что-нибудь здравое о Шекспире очень трудно. И этот автор, как мне кажется, тоже не попал в самый центр - так, задел мишень с краю. И раз уж он не сказал, так и я не смогу. Шекспир описал новое явление в человеческой истории. Есть привычная присказка - люди всегда были такими. Ну вот, а Шекспир впервые описал недавно появившихся - таких людей до него не было. А мы с тех пор живем в космосе Шекспира - такие люди есть, это мы. Возник космос личности, и всё изменилось - история и ее смысл, жизнь и литература, наука и религия. Мы всё ещё живём в этом космосе личности, просто у нас демография того - личностей стало ну очень много, обесценились.

Мысли этого автора совсем разные, одни близки, другие чужды. Это не важно. Смотрите, это на самом деле книга. Странная. В основном неправильная, бездоказательная... Можно много как ее охарактеризовать. Как всякая настоящая книга, важно то, что она есть, а прочее - несущественно. Какая разница, насколько велики горы несуществующего, сколько миллиардов не существует и отказываются существовать? Вот - есть человек, на него можно опираться - негодовать, не соглашаться, спорить, не доверять, искать другие ответы, сомневаться в своих, обращаться за помощью, уходить без неё - всё это можно, в отличие от тех миллиардов, которых нет - разве можно не согласиться с несуществующим? Автор беседует с Шекспиром и Данте, пытаясь разгадать загадки собственного существа - и в эту беседу не способны замешаться пустые тире между датами.

Как мне кажется, у Блума ответов мы всё же не получаем, практически все его догадки и решения - нехороши. Основная же его идея - в канон входит лишь то, что странным и диким образом отличается от канона - напоминает Homo ludens Хёйзинги: если всё - игра, то игры нет. Так что ответов нет, мысли спорные, очень многое, что мне бы казалось главным, он не увидел (ну вот, например: говоря о Данте, не сказал ни слова о жанре видений). Но всё же этот Блум существует - и это самое главное, что о нём следует сказать.

В конце я скопировал часть Западного канона - список произведений. Интересно - что вошло, что нет. Видно, что Блум - в самом деле существует, но между тем его работа с необходимостью ведет к той самой смерти литературоведения, против которой он выступает. Он её, эту смерть, и готовил - вместе с коллегами.
И, конечно, это в самом деле западный взгляд на литературу. Другое дело, что другого нет.

Интересно подумать, в чем же ошибка Блума. В чем ошибка этого Западного канона. Ведь то, что получилось - это вполне знакомая вещь, это публикации журнала "Иностранная литература". Это "изначально мертвые" тексты. То есть автор начинает канон как тексты странные, парадоксальные, живые, удивительные - и приходит к списку мертворожденных ничтожеств. Что у него за болезнь глаз? В чем фундаментальная ошибка этого западного литературоведения (а другого нету)?

tempFileForShare_20210605-101547
tempFileForShare_20210605-101640
tempFileForShare_20210605-101733
tempFileForShare_20210605-101839
tempFileForShare_20210605-101955
tempFileForShare_20210605-102119
tempFileForShare_20210605-102531
tempFileForShare_20210605-102708
tempFileForShare_20210605-102847
tempFileForShare_20210605-104511
tempFileForShare_20210605-104541
tempFileForShare_20210605-105335
tempFileForShare_20210605-111113
tempFileForShare_20210605-111306
tempFileForShare_20210605-114311
tempFileForShare_20210605-114410
tempFileForShare_20210605-120659
tempFileForShare_20210605-121000
tempFileForShare_20210605-121232
tempFileForShare_20210605-123001
tempFileForShare_20210605-123419
tempFileForShare_20210605-123605
tempFileForShare_20210605-123734
tempFileForShare_20210605-124150
tempFileForShare_20210605-131454
tempFileForShare_20210605-133456
tempFileForShare_20210605-133607
tempFileForShare_20210605-140341
tempFileForShare_20210605-140603
tempFileForShare_20210605-145245
tempFileForShare_20210605-155556
tempFileForShare_20210605-165741
tempFileForShare_20210605-170107
tempFileForShare_20210605-170228
tempFileForShare_20210605-170816
tempFileForShare_20210605-172915
tempFileForShare_20210605-180948
tempFileForShare_20210605-181053
tempFileForShare_20210605-192157
tempFileForShare_20210605-192625
tempFileForShare_20210605-202416
tempFileForShare_20210605-202758
tempFileForShare_20210605-202824
tempFileForShare_20210605-202848
tempFileForShare_20210605-202910
tempFileForShare_20210605-202932
tempFileForShare_20210605-202953
tempFileForShare_20210605-203012
tempFileForShare_20210605-203035
tempFileForShare_20210605-203056
tempFileForShare_20210605-203116
tempFileForShare_20210605-203150
tempFileForShare_20210605-203211
tempFileForShare_20210605-203232
tempFileForShare_20210605-203254
tempFileForShare_20210605-203329
tempFileForShare_20210605-203355
tempFileForShare_20210605-203420
tempFileForShare_20210605-203447
tempFileForShare_20210605-203511
tempFileForShare_20210605-203535
tempFileForShare_20210605-203558
tempFileForShare_20210605-203620
tempFileForShare_20210605-203642
tempFileForShare_20210605-203707
tempFileForShare_20210605-203730
tempFileForShare_20210605-203753
tempFileForShare_20210605-203816
tempFileForShare_20210605-203839
tempFileForShare_20210605-203858
tempFileForShare_20210605-203917
tempFileForShare_20210605-203936
tempFileForShare_20210605-203957
tempFileForShare_20210605-204018
tempFileForShare_20210605-204039
tempFileForShare_20210605-204101
tempFileForShare_20210605-204122
tempFileForShare_20210605-204144
tempFileForShare_20210605-204207
tempFileForShare_20210605-204234
tempFileForShare_20210605-204257
tempFileForShare_20210605-204319
tempFileForShare_20210605-204338
tempFileForShare_20210605-204401
tempFileForShare_20210605-204422
tempFileForShare_20210605-204443
tempFileForShare_20210605-204503
tempFileForShare_20210605-204526
tempFileForShare_20210605-204545
tempFileForShare_20210605-204605
tempFileForShare_20210605-204626
tempFileForShare_20210605-204646
tempFileForShare_20210605-204705
tempFileForShare_20210605-204728
tempFileForShare_20210605-204749
tempFileForShare_20210605-204811
tempFileForShare_20210605-204830
tempFileForShare_20210605-204850
tempFileForShare_20210605-204911
tempFileForShare_20210605-204932
tempFileForShare_20210605-204952
tempFileForShare_20210605-205016
Subscribe

  • Ответы Бога на вопросы интересующихся

    Собственно, почти всегда находились люди, выходящие на контакт. Медиумы, контактеры... Они писали отчеты о беседах с высокими духами. Одни отчеты…

  • Доказательства эволюции

    Известная книга: Доказательства эволюции Под редакцией А.В.Маркова Авторы: Н.М.Борисов, Ф.Ю.Воробьев, А.М.Гиляров, К.Ю.Еськов, А.Ю.Журавлев,…

  • Франкенштейн

    В цитате под катом нет ничего особенного. Там важно лишь настроение. Дело в том, что когда человек оперирует чем-то, он это что-то считает реальным.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments