ivanov_p (ivanov_p) wrote,
ivanov_p
ivanov_p

Реформация и контрреформация в науке


"Процесс реформации.
Отчего же классическая наука столь безраздельно доминирует? Моё глубокое убеждение, что причина здесь – в ясности и простоте принципов классической теории научного знания (причём независимо от того, знаком ли с формулировкой и обоснованием этих принципов стандартный учёный). Принцип универсализма (связываемый нами с именем Декарта [6]), принцип индуктивизма (связываемый, как ни покажется странным, прежде всего с именем Паскаля; см., напр. [7]), принцип редукционизма (связываемый с именем Ф. Бэкона [4]) образуют стройную триаду основания теории научного знания...

...Отказ Декарта от интеллектуальной интуиции в пользу только рациональности ...задал условия для развития в последующем кризиса.

...Прежде всего это, конечно, натурфилософские воззрения Гёте и его программная установка на возврат к интуиции как исходному принципу и условию научного познания

...Раз сформировавшись, процесс реформации всё последующее время набирал и набирает силу. Это, естественно, не могло не вызвать ответные шаги.

...Контрреформация. Как попытка спасти картезианскую модель познания, контрреформация носила и носит широкий характер и многообразна. Даже саму неклассическую науку и всю деятельность Бора следует, по большому счёту, рассматривать как охранительные шаги именно в этом направлении (напр.: [12]). Широта фронта контрреформации простирается в масштабах от деления наук на точные и неточные, приобретшего в наши дни даже этический оттенок, до формулировки и обоснования антропного принципа

Однако необходимо обратить внимание на два более специальные и глубокие направления в процессе контрреформации. Во-первых, это эволюционная теория научного знания, с развитием которой связывают надежды на решение многих проблем естествознания (см., напр.: [4, 13]). Хотя обычно полагают, что эволюционная эпистемология сформировалась в “сознательном виде” к середине 70-х годов в результате деятельности Поппера и Д. Кэмпбелла [4, 14], это далеко не так. Ещё к концу прошлого века энергетисты и махисты начали активное движение в этом направлении (причём всё с той же опорой на Спенсера и Дарвина, что и современные эволюционные эпистемологи, начиная с К. Лоренца)... Так что эволюционная эпистемология как попытка ответа на вызов сделанный Риккертом и Дильтеем, начала свою активную и сознательную жизнь одновременно с появлением самого этого вызова.

...Во-вторых, за движение контрреформации я принимаю то новое и мощное движение в естествознании, которое прочно ассоциируется с именем Пригожина и которое к началу 80-х годов утвердилось под названием синергетики. Особенно показательны в этом отношении попытки синергистов доказать, что любые процессы, как в природе, так и в обществе, психические процессы и состояния могут быть сформулированы на одном и том же языке и выведены на основании одних принципов. Но эти принципы должны быть хотя и нелинейные, но всё таки физические.

Плюснин Ю. М.
СОЦИАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ: ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ ИЛИ ПРИЗНАКИ КРИЗИСА НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ?
Методология науки. Вып. 2 – Томск, 1997. – С. 209-213
http://plusnin.org/wp-content/uploads/2011/03/1997_Plusnin_Soc-Epistem-Natur1.pdf

...Формирование социально-ориентированной эпистемологии. Процессы реформации и контрреформации протекали, взаимно обусловливая друг друга, в течение полутора столетий, с всё большим усилением и развитием. И вот между этими двумя широкими противоположно направленными потоками возник новый ручеёк, сформировался новый процесс, постепенно набирающий силу и, как следствие этого, осознающийся всё большим и большим числом учёных

...Этот процесс сформировался во многом благодаря мировой экспансии западноевропейской по своим культурно-историческим основаниям науки. Особенно характерно это для послевоенных пятидесяти лет. На восточной, латиноамериканской и, особенно, азиатской почве западная наука даёт поросль, только внешне идентичную родительскому образу, а внутренне всё более отвечающему новой социально-культурной среде. Быть ассимилированным – обычная участь завоевателей. Западная наука определённо начинает усваивать новые формы ментальности, исходно ей чуждые. Тем самым даже первичное основание науки – универсализм – начинает ограничиваться социальными рамками конкретных “миров”.

...В научном мире, таком, каким мы его знаем теперь, -- не только европейско-американском, но и азиатском, латиноамериканском, африканском, -- происходит процесс дифференциации нескольких моделей познания, вырастающих из единой “универсальной”. Незаметные, мелкие различия важны в том смысле, что все они – социально-детерминированные компоненты, а потому могут приобрести значение определяющих факторов. Но дифференциация протекает во взаимосвязанном мире, следовательно, первым её результатом, едва только процесс получит развитие, будет новый эпистемологический синтез. Можно думать, что основу этого синтеза будут составлять уже социально-ценностные компоненты. Аргументов в пользу описываемого сценария можно подобрать немало. Сошлюсь на один: усиление в последнее десятилетие общественного внимания к технологиям на основе данных науки, и падение на этом фоне интереса к “чистому” естествознанию.


http://www.portalus.ru/modules/philosophy/print.php?subaction=showfull&id=1108565825&archive=0211&start_from=&ucat=1&
Subscribe

  • Леви-Брюль и пример социальной деградации

    Книга выделяет два лагеря в антропологии культуры - Леви-Стросс и Леви-Брюль, основной предмет книги - мышление древних людей. Леви-Брюль, если…

  • Новые кирпичи

    Книга по современной теории эволюции, с особенным вниманием к новым идеям. Автор мыслит это дело так: не надо никакой общей теории, которая бы…

  • Социальность у людей и собак очень похожа

    книга о поведении собак, о собачьем "языке" и правилах поведения. Ну и о том, что надо грамотно выстраивать отношения с собакой. и еще - что это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments