ivanov_p (ivanov_p) wrote,
ivanov_p
ivanov_p

Category:

Три цвета общества 10

Интернаты для сирот и общество, изменяющее себя для возвращения детей

Пунктир содержания
1. Нынешнее сиротство и связанные с ним социальные проблемы сильно отличается от сиротства начала 20 в. и сиротства 90-х годов. Сейчас сиротство в основном социальное, а не биологическое; в качестве основной проблемы выступает не выживание сирот, а их социальная адаптация и создание для них более благоприятных условий жизни; среди проблем обеспечения сирот на первый план выходит обеспеченность профессионалами высокого класса в качестве учителей и воспитателей, а не проблемы финансового и материального обеспечения.
Кратко: дело не в деньгах, одними деньгами проблемы сиротства не решить.

2. Сиротство обсуждается в упрощенном образе, большинство мнений связано с представлением о каком-то одном пути для всех сирот, об общих проблемах с единственным решением. Между тем существует сеть очень разноплановых учреждений, подчиненных разным министерствам; учреждения разделены по возрасту воспитанников, разделяются линии учреждений при органах охраны правопорядка (тюремных), при медицинских организациях (профильные, специализированные лечебные учреждения) и учреждения общего типа. Помимо государственных, существуют и разные типы негосударственных учреждений для сирот. Среди государственных учреждений существуют высокоспециализированные, дающие высокую квалификацию воспитанникам, и учреждения общего типа. Очевидно, что у всех этих типов учреждений свои проблемы и они требуют специализированных решений.
Кратко: разнообразие проблем сиротства нельзя свести к однообразному простому решению, требуется диверсифицированный подход, учет различий.

3. Из обсуждения видно, что нет согласия по важнейшим проблемам, связанным с сиротством. Ясно, что существующее устройство социальных институтов неудовлетворительно и требуются не мелкие реформы, а существенное изменение самого институционального аппарата обеспечения проблем детства. Но каким именно должно быть это изменение – согласия нет ни среди экспертов по теме, ни среди широкого круга людей, вовлеченных в обсуждение.
Кратко: единого мнения об изменении социальных институтов нет, разногласия сейчас выглядят непримиримыми, требуется долгий процесс поиска компромиссов, чтобы общество стало устраивать то, что делают с детьми, сейчас любые изменения вызывают яростное несогласие тех или иных групп.

4. Из разговоров в блогосфере выясняется, что с проблемами сиротства наиболее тесно связаны вопросы образования, в том числе высшего образования. Требуются профессионалы высокого класса для решения разнообразных проблем, связанных со здоровьем и социальной адаптацией сирот. Существующие социальные механизмы производства таких профессионалов недостаточны или отсутствуют. Любые проекты реформ потребуют создания специализированных учреждений высшего образования, разработку специальных методик и людей, которые способны обучать и воспитывать по этим методикам.
Кратко: основная нехватка – профессиональные работники высокого класса.

5. Существует большой список качеств, которые отражают социальную дезадаптацию сирот-детдомоцев, например, конфликтность, безынициативность, инфантильность, иждивенство и т.п. По общему мнению, в существующих условиях небольшими изменениями такую ситуацию изменить нельзя. Более того, ситуация выстроена так, что порождает вторичное сиротство, дети бывших детдомовцев также оказываются в интернатах.
Кратко: из воспитанников детских домов сейчас получаются плохие, неинициативные и необязательные работники, ситуация воспроизводится, детдомовцы не создают устойчивых семей и их дети также оказываются в детдомах.

6. Чаще всего в связи с проблемами сиротства в блогосфере обсуждаются два крупных проекта: уничтожение детдомов и перевод сирот в фостерные семьи, контролируемые государством, и развитие и специализация детдомов, преобразование их в элитные учебные заведения очень высокого класса.
Кратко: обсуждаемые альтернативы могут быть совмещены, усилия по размещению сирот в приемных семьях не исключают развития элитных образовательных учреждений интернатного типа.

7. Проблемы социальной неадаптивности сирот тесно связаны с тем, каким видится нормальное общество. Не существует какой-то «общей и всем понятной» нормальности, к которой следует адаптировать сирот, каждое общество обладает особенными недостатками и достоинствами. В сегодняшнем российском обществе смешаны несколько представлений о нормах (например, остатки нормативности социалистической коллективности, начатки нормативности капиталистической индивидуальности, мощный слой коллективности криминальной). Решение проблем социальной неадаптированности сирот в общем смысле подразумевает выбор той нормальности, к которой должно быть устремлено их воспитание.
Кратко: не хватает четко обозначенной общественно цели, подкрепленной политической волей – в какую сторону следует развиваться к нормальному обществу.

8. Проблемы сирот в большинстве обсуждений сводятся к тому, как должно действовать государство, роль негосударственных усилий крайне мала. Общество не мыслит себе действий по решению проблем вне действий государства и находит себя вынужденным использовать только государственные инструменты. Жалобы людей, занимающихся проблемами детства, противоречивы – им не нравятся те методы, которыми действует государство, но они не мыслят себе иного, негосударственного способа действий.
Кратко: общество сводится к государству, отчего все способы решения проблем носят унифицированный, формализованный характер. Изменить это можно, лишь изменив роль государства в обществе, допустив, что решение многих важных общественных задач производится вне области государственных решений. Такое изменение также требует общественного понимания и согласия.

Обществу требуется изменить себя для возвращения детей. То, что думают почти все участники обсуждений, не решает проблемы. Причина - то, что называют "нереформируемым институтом". Можно закачать любые деньги, можно вложиться на сто и на триста процентов - лучше не будет. Причина ситуации - воспроизводство нынешнего общественного устройства. Единственное, что следует делать - решительно изменять само устройство общества. и не в таких смехотворных рамках, как перераспределение богатств или изменение политических предпочтений, как более свободные выборы или иные типы налогообложения. Это пустяки. Изменения должны быть намного более радикальны - но пока даже помыслить их не хватает сил почти ни у кого из разговаривающих. Максимальный радикализм достигается лишь в самой ничтожной и не заслуживающей обсуждения области - последствий технологических инноваций.

Взрослые мальчики предпочитают играть в машинки, взрослые девочки - в дочки-матери, а для возвращения детей требуется, чтобы появились взрослые.

Мне кажется, всю историю про сирот и интернаты имеет смысл рассматривать как пример. Люди выстраивают свои картины мира и планы действий по отношению к некой проблеме - не важно, это правила дорожного движения, проблема сиротства, разводов, мигрантов, экологии или тысяч других проблем. Вот разобранный пример того, как выглядят такие попытки. Можно видеть, насколько упрощенно обычно представляется та среда, в которой действуют люди - какие-то абстрактные чиновники и злое государство - вместо множества очень разных социальных институтов с разными целями и правилами функционирования. Можно посмотреть, как экономика, о которой так много говорят в общей форме, избегает внимания - ее не видят и не хотят ее касаться, "это отдельный вопрос" - из рассмотрения проблемы полностью изымаются экономические инстиутты, которые едва не более разнообразны, чем государственные. Наконец, практически все говорящие ощущают (хотя так и не называют) ужасающую бедность и нехватку культурных институтов - деньги есть, чиновники есть, нет тех, кто мог бы профессионально работать. Тех, кому следует платить деньги и чью деятельность призваны регулировать чиновники. Ситуация в целом прочитывается как культурный вакуум - нет почти ничего, надо изобретать множество социальных институтов, надо готовить тех, кто будет работать, готовить учителей, готовить исследователей профессий, которые еще не осознаны в своей необходимости - в общем, имеет место дикость и пустота. Ничего нет, и "все" изобретают по мере фантазии те культурные социальные институты, которые надо бы сделать.

Самая развернутая в этом смысле попытка принадлежит Рокитянскому. На нее имеет смысл взглянуть опять же как на пример. Существует проблема; существуют принятые методы ее решения; большинство других экспертов говорят о том, как сделать лучше и прозрачнее. А Рокитянский, разворачивая эту социальную нужду, создает практически новый социум - оказывается, что не хватает для решения проблемы столько всего, что это проще описывать как общество нового устройства. Я напомню - чего стоит только Орден Учителей, со своим нравственным кодексом, собственным институтом образования и явно со своими правами. Орден автономный - поскольку в него не надо привлекать "внешние" людские ресурсы, он, как Университет - самовосстанавливающийся социальный институт (в отличие от Академии). Общество, в котором может существовать и функционировать такой Орден - явно не то общество, которое есть сейчас, и попросту при попытке построить такой Орден общество изменится. Для того, чтобы спасти детей. Оказывается, решение вроде бы частной проблемы приводит к радикальнейшим реформам, и именно в сфере институтов культуры. Можно подозревать, что другие проблемы таковы же - если принять этот пример с интернатами и сиротами как "типовой", можно ожидать, что множество других социальных проблем окажутся столь же "нерешаемыми" - требующими для своего решения очень радикальных общественных преобразований.

Если продумать, чего же не хватает для осуществления этих сказочных, невозможных, безумно смелых проектов, окажется странная вещь. Не денег. Не государственных разрешений. Не хватает людей, которые могли бы это делать. Остальное, в общем, есть.
Subscribe

  • Богословие Нильса Бора

    Книга о средневековом византийском богословии, учебник. Потрясающая ясность изложения самых неясных вопросов. Рекомендовал бы читать и тем, кто…

  • Вся история

    Учебник по истории России от неолита до наших дней, Кагарлицкий-Сергеев, 2018 по цитированным кусочкам можно видеть, что с чем сопоставляют, что как…

  • Датировки

    Вагнер. Научные методы датирования 2006, первое англ. издание 1996 г.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments